Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Дорога к душе (К юбилею народного художника России В. С. Песикова)

Каждый творческий человек за свою жизнь проходит непростой, а порой и мучительный путь. Путь этот может быть связан с бурными внешними событиями, а может быть направлен к постижению тайн и глубин своего «Я». Выстраивая собственный образ мира, художник соотносит свои представления с общими законами мироздания. Как известно: каждая дорога должна вести к храму... Но храм может быть воздвигнут и внутри человека, в его душе.

«Дорога к храму» (1999) — так и называется одна из самых значительных работ народного художника России Владимира Симоновича Песикова, чья юбилейная выставка состоялась в Институте имени И. Е. Репина весной этого года. Именно название этой картины как нельзя лучше соответствует характеру экспозиции, построенной на неспешном и, кажется, негромком, но очень внятном диалоге со зрителем. В картине — как в магическом кристалле отразились основные тенденции живописи В. С. Песикова. Это одновременно и реалистическое произведение, созданное с натуры, на котором изображен знакомый вид на собор Святого Георгия в Старой Ладоге, на Кремль, на старинные постройки этого древнерусского города. Мягкая в своих очертаниях зелень, написанная маслом, но по-акварельному прозрачно, буквально окутывает архитектуру и создает романтическое, чуть ностальгическое настроение. И вместе с тем, это глубоко символичный образ, так как в нем есть философское осмысление действительности, а мотив дороги, возможно, олицетворяет путь человека, путь художника. Здесь есть попытка раскрыть свое предназначение, прикоснуться к непостижимым тайнам бытия.

Основное призвание В. С. Песикова-художника, который за свой достаточно долгий творческий путь добился многого в жизни (он проректор по учебной работе Института имени И. Е. Репина, заведующий кафедрой живописи и композиции, руководитель персональной мастерской) — живопись. Она — особенная, сразу же настраивающая на лирический лад, лишенная явного повествования, возможно наиболее родственная поэзии. Живопись, в которой главное — соотношения цветов и тонов, вызывающая на особую откровенность чувств. Живопись — слабо поддающаяся словесной интерпретации и пересказу, потому что в ней как у Б. Пастернака: «образ мира», но только явленный не в слове, а в красках.

Выбирая простые мотивы, решенные, как правило, в камерных по размеру холстах, а иногда и просто в миниатюрных этюдах с натуры, автор как будто специально сосредотачивает наше внимание на достоинствах драгоценной красочной фактуры, сложнейших нюансах тонов и полутонов, внутреннем драматизме колорита. Деликатность манеры В. С. Песикова-человека свойственна ему и как художнику. Среди современных авторов, зачастую стремящихся к провокациям и эпатажу, он выглядит, быть может, несколько традиционно, поскольку такой подход к своему ремеслу уже утрачен большинством художников. Но эта академичность, умноженная на безупречный художественный вкус и мощную интуицию, сродни рыцарству, то есть она никогда не устаревает и не теряет своей романтической привлекательности.

Творчество Владимира Симоновича сегодня очень востребовано — его регулярно приглашают в разные художественные вузы мира, делиться секретами мастерства. Он преподает в Китае и Финляндии, где к его искусству почти трепетное отношение. Он сумел создать свой неповторимый стиль и в персональной мастерской. Работы его учеников тоже несут в себе отпечаток мировоззрения мастера и удивляют каждый раз глубиной размышлений, высоким профессионализмом.

Лучшие традиции искусства знаменитых русских художников — И. И. Левитана, К. А. Коровина, В. А. Серова и своего учителя — А. А. Мыльникова бережно наследует В. С. Песиков и сохраняет их в своей живописи. Даже в самой ранней, студенческой, работе, представленной на выставке — учебной постановке «Две девушки» (1963), выполненной тогда еще в мастерской А. А. Мыльникова, угадывается стиль будущего мастера, построенный на сочетании сложных по структуре сближенных серебристо-голубоватых и холодновато-розовых оттенках, дополненных мощным контрастом звучного черного цвета. В заведомо постановочной вещи содержатся глубокие психологические качества — это молчаливый диалог двух молодых женщин 60-х годов, в котором присутствует попытка рассказать о судьбе своих современниц. Не случайно это полотно занимает одно из почетных мест в коллекции Научно-исследовательского музея РАХ. И вообще дух «шестидесятников», дух подлинной свободы человеческой личности, патриотического, в самом высоком смысле этого слова, настроя, умение восхищаться какими-то самыми простыми на первый взгляд моментами в жизни, и, вместе с тем, масштабность видения — все это сохраняется в искусстве В. С. Песикова и по настоящее время.

Художник много путешествует по миру с этюдником. Из разных уголков земного шара привезены его впечатления в виде замечательных эмоциональных, написанных с натуры холстов. На выставке представлены натурные работы, привезенные из Чехии и Венгрии, Германии и Италии, Польши и Кубы, Болгарии и Китая. Трепетно, легкими движениями мазков масла, напоминающих скорее акварельные размывы, написан таинственный пейзаж «Прага. Вышеград» (1988); домики Орвьето с красными черепичными крышами, маленькими балкончиками, «прилепившиеся» к склонам гор, образуют своими силуэтами какой-то танцевальный вихрь (1978), Будапешт поражает легкостью и прозрачностью неба (1977), Дрезден — призрачностью храмовых архитектурных форм (1967), а Гавана — карнавальной радостью бытия (1987). Однако какой бы вид не был представлен в его пейзажах, всюду просматриваются черты русского художника, по-особому чувствующего и формирующего живописное пространство, разрабатывающего сложнейшую нюансировку тонального колорита, использующего богатые возможности фактуры.

И все же, создается впечатление, что чувствует себя В. С. Песиков свободно именно дома, путешествуя по долгим, размытым, пустынным дорогам или останавливаясь в небольших исконно русских городках, сохранивших черты традиционной культуры. Не случайно — национальные пейзажи, с бесхитростными на первый взгляд мотивами, в которых много воздуха, протяженного горизонта и бесконечной глубины пространства, и занимают основное место в его творчестве. И как бы ни были притягательны другие берега — душа художника остается здесь, и только здесь полностью раскрывается. Удивляешься постоянству его пристрастий: Старая Ладога, Великий Новгород, Вологда и ее окрестности, Онега, Свирь вдохновляют художника с самого начала творческого пути. Он не устает находить все новые и новые мотивы для пейзажей, придумывать новые композиционные решения и наполнять их самыми разными чувствами. Чаще всего это реалистические лирические пейзажи и, лишь немного дополненные какими-то повествовательными мотивами.

Например, «Георгиевский собор в Старой Ладоге» (1978) — в небольшом по размеру холсте представлен монументальный образ этого древнерусского храма, храма-богатыря, храма-былинного витязя. Мощного в своих пропорциях и формах, и вместе с тем, благодаря нежной нюансировке колорита, очень поэтичного. Различные оттенки белого в сочетании с серебристыми и охристыми тонами рождают ощущение богатства цветовой палитры и её разнообразия. А фактурность красочного слоя все-таки сохраняет ощущение монументальности и конструктивности. С подлинно эпическим размахом решены архитектурные пейзажи «Новгород. В Юрьевом монастыре» (1965), «На реке Волхов» (1980), «Новгород. Георгиевский собор» (1999), «Ферапонтов монастырь» (2001).

Архитектуру В. С. Песиков чувствует и понимает как-то по-особому: он будто бы и не прорисовывает её, не детализирует, но умеет одним-двумя скупыми мазками наметить нужный объем, раскрыть характерную форму, «слепить» точный портрет храма или показать фрагмент городской среды и буквально «оживить» архитектурный образ, сделать его узнаваемым. Кажется, что это необычайно легко — только и нужно-то, что взять в руки хорошую кисть, да набрать побольше краски... Но нет, за этой кажущейся легкостью и непосредственностью — годы и годы колоссального труда и размышлений. А за явным приоритетом живописи стоит строгое знание рисунка и законов построения пространства. Так одна из ключевых картин на выставке «Псков. Сторожевая башня на стене» (1967), декоративно написанная, демонстрирует не только знакомый архитектурный мотив, но выстраивает сложное, немного таинственное пространство древней архитектуры, неразрывно слитое с природными очертаниями. Скупо данные в контражурном освещении могучие стены Псковского кремля, с резкими контрастами теней, густое небо, темная и непрозрачная вода создают ощущение незыблемости и вечности этого древнерусского города. В живописи В. С. Песикова почти нет случайных, непродуманных деталей, каждый мазок положен только на предназначенное ему место, поэтому каждая деталь в его картинах сочетается с общей гармонией целого.

Превосходно написаны зимние пейзажи, в которых есть не только любование бархатистой поверхностью чистого нетронутого снега и «живописная» графичность деревьев, решение пленэрных задач и декоративность отдельных фрагментов. В них есть особое понимание русской северной природы, скупой на цвета, но чрезвычайно многообразной в оттенках. Звучно и фактурно написаны «Зима. Оттепель», «Розовая церковь» (1986), «Голубой вечер» (1988), «Морозное утро» (1988), «Старые ели» (1992), «Деревня. Зимний вечер» (2002). Пленэрность и натурность сочетаются в них с академической уравновешенностью композиционного пространства и четким соотношением всех элементов.

В так называемых «чистых» пейзажах В. С. Песиков иногда почти освобождается от повествовательности, решая сугубо живописные проблемы. Один из последних пейзажей — «На медном озере» (2009) восхищает виртуозностью исполнения, когда быстрыми, точными, легкими ударами кисти свободно моделируется сложная форма.

Рельефная фактура густых, и вместе с тем, почти прозрачных мазков придает внутреннее напряжение всей композиции, построенной на ритмичном чередовании планов. А цветовые акценты — красная и желтая листва на деревьях, вносят эмоциональное оживление в полотно.

Художник бесконечно много уделяет внимание этюдной работе, что чрезвычайно важно для пейзажного жанра. В маленьких по размеру этюдах «Поздний вечер» (1992), «Стожок на берегу» (1993), «Вечернее солнце. Кирилло-Белозерск» (1998), «Облако» (1999) и других — есть неповторимая этюдная свежесть и маэстрия. В них буквально несколькими мазками, локальными цветовыми пятнами, основным тоном задаются главные соотношения. И неважно — превращаются в дальнейшем эти крошечные работы в более законченные произведения, или остаются в миниатюрном исполнении. В них уже на данном этапе есть все, что необходимо для полноты художественного образа: мощь контрастов, яркое «горение» цвета, наполненного светом, композиционная завершенность, лаконизм выражения и глубина чувств.

В свой юбилей Владимир Симонович Песиков дышит полной грудью как художник, у него есть колоссальный опыт, творческая мощь, он наполнен энергией, которой щедро делится со своими учениками. Остается только пожелать ему как можно больше жизненных сил, а вдохновения и таланта ему не занимать.

С. М. Грачева,
декан ФТИИ Института имени И. Е. Репина,
профессор кафедры русского искусства,
кандидат искусствоведения