Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
24 Марта, 2021 - 07 Апреля, 2021

Выставка-конкурс О.А.Еремеева "Академическая штудия и быстрый рисунок"

Выставка-конкурс О.А.Еремеева "Академическая штудия и быстрый рисунок"

Конкурс-выставка

«Академическая штудия и быстрый рисунок» имени О. А. Еремеева

23 марта – 7 апреля 2021

 

НАБРОСКИ И УЧЕБНЫЙ РИСУНОК

В Академии художеств всегда существовало параллельно две формы обучения рисунку: длительные учебные штудии в классах и наброски, которые, как правило, делались вне стен школы. Особое значение придавалось натурным наброскам во второй половине XIX века, когда художники в своем творчестве обратились к окружающей их жизни.

Основной формой обучения рисунку в академической системе является учебная постановка. Она, в зависимости от задач, бывает достаточно продолжительной по времени. Выполняя длительный учебный рисунок с живой модели, студент осваивает прежде всего последовательность ведения работы. Основные проблемы в рисунке у начинающих возникают в результате бессистемного рисования, поэтому необходимо следовать определенной системе.

Весь процесс создания длительного академического рисунка условно разбит на этапы, от задания к заданию студент отрабатывает их выполнение. Быстро решить задачи, стоящие на каждом этапе работы, начинающие художники не могут. Поэтому на академические штудии отводится достаточно много времени. В коротком рисунке решение этих задач невозможно. Последовательность выполнения учебного рисунка обычно бывает следующей. Приступая к работе, необходимо «задумать» рисунок. Прежде всего, нужно постараться увидеть красоту модели. Прекрасное можно увидеть во всем, что создано природой. Необходимо определить для себя, что ты хочешь донести до зрителя в этом рисунке. Художественное изображение передает эмоциональное переживание автора, поэтому любой рисунок, даже учебный, не должен быть равнодушным.

Замысел фиксируется в эскизе. Эскиз к учебному рисунку делается для того, чтобы студент представлял конечный результат своей работы. Здесь решаются четыре задачи: композиция, пропорции, движение, тональные отношения. Композиционную задачу начинаем решать с расположения силуэта пятна изображения в формате листа. Пропорции изображения должны быть близкими к модели – это влияет на композицию рисунка. Размещение изображения модели в листе должно подчеркивать ее движение, внутреннее состояние и характерные физические особенности. Задумываем тональное решение рисунка. Детали не прорисовываются, но впечатление от эскиза должно быть такое же, как от законченного произведения.

Начинать учебный рисунок в формате лучше не с построения, а с наброска. Это очень ответственный этап. Необходимо сразу передать в рисунке свое впечатление от модели.

Это умение нужно развивать, постоянно делая наброски. Потом, в процессе работы, глаза устают, чувства притупляются, и сделать это становится трудно. Чувства, вложенные в рисунок с первых минут, заставляют художника неравнодушно рисовать до завершения работы, это помогает целостному видению. Здесь, как и в эскизе, решаются те же четыре задачи: композиция, пропорции, движение и тональные отношения.

Прежде чем приступить к моделировке деталей, необходимо убедиться, что они находятся на своих местах, и еще раз проверить их пропорции. Глядя на эскиз, определить главное и второстепенное. Моделировку формы начинают с главной детали. Сначала разбирают форму по силуэту темных пятен, затем работают «в свету». Тени всегда делают более плоскими, чем свет. Основная информация о форме находится на границе пятна.

В конце работы возвращаемся к целостному восприятию рисунка и модели. Восстанавливаем тональные отношения, которые часто сбиваются в процессе прорисовки деталей. Чтобы добиться цельности и завершенности рисунка, возвращаемся к главным деталям и более внимательно их прорабатываем.

Для выполнения длительных рисунков бумага натягивается на планшет, иногда ее грунтуют, добиваясь гармоничного сочетания с материалом, которым выполняется рисунок. Чаще всего для выполнения учебных постановок используются графитные карандаши различной мягкости. Они дают возможность тщательно моделировать форму. Используются также сепия, уголь, сангина, соус.

Особая роль в академическом обучении отводилась копированию, или, как говорили раньше, «рисованию с образцов». В некоторые периоды существования школы этому занятию отводилось до семидесяти процентов учебного времени. «Рисование с образцов» подразумевало копирование работ лучших европейских мастеров.

Прекрасная коллекция этих произведений была собрана в стенах Академии, и несомненна ее большая роль в формировании высокого профессионального уровня художников XVIII–XIX веков. К сожалению, после революции большая часть коллекции была передана в Эрмитаж. Современные студенты уже не имеют возможности обращаться в любой момент к первоклассным образцам для копирования.

Копирование продолжалось и после окончания академии. Лучшим ученикам, удостоенным «пенсионерской» заграничной поездки, предписывалось копировать выдающиеся произведения великих мастеров прошлых веков. Копирование позволяло выпускникам приблизиться к уровню мастерства этих художников, прочувствовать величие шедевров. Часть этих копий мы можем видеть в залах Научно-исследовательского музея Российской академии художеств.

В понятие «рисование с образцов» входил рисунок с гипсовых слепков, сделанных с античной скульптуры. Поражает, сколько сил и средств было потрачено в XVIII веке, чтобы заказать в разных странах и доставить в Петербург эти слепки. Сохранившееся до наших дней замечательное собрание образцов античной скульптуры показывает, какое серьезное внимание уделялось этому виду учебного рисунка.

Рисуя с гипсов, студенты прежде всего заучивали классические пропорции и формы, решали композиционные и тональные задачи. Античные головы, стопы, кисти, торсы и прочее – это идеальные схемы форм, заучив которые, художники XVIII–XIX веков могли свободно рисовать «от себя» и создавать классические композиции. Сегодня с гипсовых слепков рисуют в средних художественных учебных заведениях, где задачи заучивания пропорций и форм зачастую не решаются. В институте им. И. Е. Репина в настоящее время, гипсы рисуют только на факультете архитектуры. Поэтому при выполнении рисунка с живой фигуры студентам приходится выполнять параллельно зарисовки стоп, кистей и прочее с античных образцов в музее слепков, в Эрмитаже, или с репродукций классических картин.

Необходимо сохранять лучшие традиции копирования, поэтому автор данного пособия в процессе обучения предлагает своим студентам III курса выполнить два копийных задания: голова и фигура. Образцами служат качественные репродукции с рисунков выдающихся мастеров прошлого и лучших академических штудий XVIII–XIX веков.

Очень важно, чтобы копирование не было механическим срисовыванием. Обычно перед студентами ставится следующая задача: поместив перед собой образец, представить что это модель. И, этап за этапом, как в длительной академической постановке, выполнить это задание. Последовательно решая задачи на каждом этапе, студент понимает, как эти задачи решал автор рисунка. Сравнивая образец и копию, он будет иметь возможность приблизиться к уровню оригинала.

На IV курсе в академии выполняется задание «складки на манекене». Оно появилось в связи с тем, что многие наши выпускники воссоздают росписи в восстанавливаемых храмах Санкт-Петербурга. Большинство храмов было расписано в академической манере. Рисунок складок на манекене предваряют копии складок с рисунков мастеров, где студенты постигают пластическую связь между складками, их ритм, усваивают закономерности моделировки формы.

Последовательность ведения длительных учебных и быстрых творческих рисунков должна быть схожей. Разница заключается в том, что учебный рисунок растянут во времени, так как идет процесс изучения и обучения. Творческий рисунок, наоборот, делается быстро – в жизни для рисования с натуры времени, как правило, бывает мало. В творчестве художника, который обладает опытом и цельным видением, некоторые этапы объединяются и сокращаются.

Наброски — это очень быстрые рисунки – от пяти до пятнадцати минут. Задача наброска – используя минимум средств, без моделировки и деталей, передать впечатление от модели или зафиксировать свой замысел в эскизе. Наброски имеют очень большое значение при обучении рисунку. Они помогают молодому художнику преодолеть отдельное смотрение, развивают глаз и руку. Объектом изображения в набросках, как правило, являются не позирующие, а окружающие нас люди: их лица, фигуры, группы как в интерьере, так и на улице. Исключение составляет обнаженная модель.

Зарисовки это тоже быстрые по времени рисунки, как правило, не больше часа. Их задача – передать не только впечатление, но и зафиксировать как можно больше информации в короткий промежуток времени. Этот вид рисунка часто используется для сбора материала к художественным произведениям, а также при создании портретов.

Делая короткий рисунок, студенту легче передать внутреннее состояние и характер модели, особенно если это знакомый человек. Выполняя в мастерской длительные портретные постановки, для которых преподаватель отбирает натуру, студентам сложно нарисовать характерный портрет незнакомого человека. Другое дело – товарищи по мастерской, которых знаешь не один год и с каждым из которых сложились личные отношения. В этом случае художник не может быть равнодушным.

И это личное «прочувствованное» отношение к натуре может превратить даже студенческую работу в произведение искусства. К сожалению, сегодня многие студенты к на - броскам и зарисовкам относятся с небрежностью, почему-то считая, что они не могут быть предметом творчества.

Но вся история изобразительного искусства опровергает это суждение. В творчестве таких русских мастеров XIX–XX веков, как О. Кипренский, И. Репин, В. Серов, М. Врубель, портретный рисунок утверждается как самостоятельный жанр, обладающий своей эстетической значимостью наряду с живописным портретом.

Портретные рисунки, прежде чем попасть в музейное собрание, в свое время украшали интерьеры особняков и были предметом коллекционирования. Сегодня, натурные рисунки также востребованы заказчиками и коллекционерами, а окружающая нас жизнь предоставляет бес - конечное количество материала для творчества.

В работе над быстрым рисунком используют следующие материалы: мягкий графитный карандаш, перо, кисть, сепию. Мягкие и рыхлые материалы, предназначенные для больших форматов, а также твердые графитные карандаши применяются редко. Бумага обычно берется небольших размеров, так как время рисунка ограничено. Кроме того, папка или альбом во время работы находятся в руках у рисующего, поэтому большой формат трудно удерживать в поле зрения. Наброски дают широкую возможность для экспериментов в области сочетания бумаги и материалов.

Сегодня во многих школах Запада отказались от длительных академических штудий, что ограничивает возможность молодых художников в овладении изобразительной грамотой. В нашей школе многие студенты, выполняя академические задания, зачастую уделяют мало внимания быстрому рисованию. Необходимо, чтобы в процессе обучения знания и умения, накопленные в длительных академических рисунках, соединялись с навыками, полученными в набросках и зарисовках. В результате формируется профессиональный, грамотный творческий рисунок.

В. А. Могилевцев

(Из книги «Наброски и учебный рисунок»)

 

Помощник ректора по выставочной деятельности: Александра Иванова

 

Время работы зала:

Пн.-Пт: с 11:00 до 19:00

Университетская наб., 17.

 

Контакты:

http://www.artsacademy.ru/

spbitalian.hall@gmail.com