Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
05 Апреля, 2022 - 20 Апреля, 2022

"Консервация, реставрация, копирование. Юбилейная выставка каферы реставрации факультета живописи (50 лет)".

"Консервация, реставрация, копирование. Юбилейная выставка каферы реставрации факультета живописи (50 лет)".

Мастерская реставрации живописи. История 1971-2021.

В 1971 г. решением Министерства культуры и Президиума Академии художеств СССР была учреждена мастерская реставрации живописи на факультете живописи ленинградского Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина АХ СССР (с 2016 г. – Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина). Так, прерванная после 1917 г. традиция, была восстановлена в 1971 г. Инициаторами этого решения были тогдашний ректор института Народный художник СССР В.М. Орешников и заведующий кафедрой живописи и композиции Народный художник СССР А.А. Мыльников. В 2012 г. благодаря поддержке ректора С.И. Михайловского мастерская реставрации живописи вошла в состав вновь созданной кафедры реставрации живописи.

Первыми руководителями мастерской стали выдающиеся реставраторы-практики, яркие представители ленинградской реставрации   Михаил Николаевич Марков (1971) и Ананий Бархошабович (Борисович) Бриндаров (1972-1973), которые заложили основы высшего реставрационного образования в академии художеств. В 1973-76 гг. мастерской руководил Леонид Николаевич Ильцен, воспитанник эрмитажной реставрационной школы. В 1977 г., буквально накануне первого выпуска дипломированных художников-реставраторов, руководителем мастерской был назначен известный ленинградский живописец и специалист в области истории техники и технологии живописи профессор Михаил Михайлович Девятов (1928-2017). С его приходом произошло фактическое объединение в рамках факультета живописи мастерской реставрации живописи и лаборатории техники живописи, которой М.М. Девятов руководил долгие годы до своего нового назначения. Помимо лаборатории техники живописи, при мастерской в 1976 г. была создана лаборатория физико-оптических исследований, которая теперь оснащена самым современных оборудованием для экспертизы и исследований произведений живописи в процессе реставрации. С первых лет существования мастерской основные профессиональные дисциплины по реставрации станковой темперной и станковой масляной живописи стали вести Ю.Г. Бобров и А.Б. Алешин, которые создали современную академическую школу реставрации.

Сегодня под руководством заведующего кафедрой реставрации живописи проф. Ю.Г. Боброва специализацию по консервации-реставрации станковой темперной живописи ведет выпускник мастерской проф. Ф.Ю. Бобров, специализацию по консервации-реставрации масляной живописи преподают опытные практики – Т. Б. Серова – одна из ведущих реставраторов живописи Русского музея и С. Н. Грива – художник-реставратор НИМ РАХ. При кафедре существует лаборатория физико-оптических и химических исследований. Старейшая в академии лаборатория техники живописи и технологии художественных материалов (рук. технолог Н.А. Скородумова) была основана художником и реставратором Д.И. Кипликом еще в довоенные годы, когда он преподавал в институте (1923-1942, тогда ВХУТЕМАС-ЛИЖСА). Лабораторию возродил в послевоенные годы профессор М.М. Девятов, который руководил ею в 1959-2008 гг.

На кафедре реставрации живописи нашей академии обучение основано на том, что живописное произведение, как и любой другой объект, признаваемый обществом в качестве произведения искусства, это не просто кусок дерева или холста покрытый красками, но предмет, имеющий двойную природу – материальную и духовно-эстетическую. Поэтому здесь в равной степени изучают мастерство реставрации, искусство живописи и академического рисунка, историю искусства, основы физики, химии и биологии, музейное дело и материаловедение. Реставрационная школа Академии художеств уделяет большое место подготовке по живописи и академическому рисунку в рамках общей программы факультета живописи. В этом ее отличие от европейской концепции образования. С первых дней существования мастерской здесь преподавали живопись Г.В. Орлов (1937-1998), и А.Н. Блиок – ныне Народный художник Росси и академик РАХ, рисунок –  профессора В.И. Стеценко и А.В. Чувин – ныне декан факультета живописи, академик РАХ. В настоящее время живопись преподают профессор В.А. Акцинов и доцент А.Н. Чугунов, рисунок - доцент Ф.В. Федюнин и профессор И.В. Говорков. Курсы истории техник живописи и копирования, которые многие годы вел проф. М.М. Девятов, ныне ведут А.Н. Пеньков и И.В. Болотов – в прошлом выпускники академии.

Студенты младших курсов проходят практику по консервации живописи. Студенты старших курсов совершенствуются во время музейной реставрационной практики под руководством опытных специалистов в Государственном Эрмитаже и Русском музее в Петербурге, в Государственной Третьяковской галерее, ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря, ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве.

В мастерской академии и во время выездных экспедиций преподавателями вместе со студентами были спасены и реставрированы многие памятники древней иконописи и произведения живописи из различных музеев страны. В течение нескольких первых лет в летние месяцы реставрировать иконы студенты отправлялись в музей Старого Изборска – поселение у древней крепости, упоминаемой в первоначальной летописи «Повесть временных лет». На реставрацию картин выезжали в Латвию - в Музей истории г. Риги и мореходства. В древнем Изборске в ц. Сергия Радонежского были раскрыты из-под поздних наслоений иконы с изображениями псковских князей святых Довмонта-Тимофея и Всеволода-Гавриила. В Латвии реставрированы среди других портреты бургомистра г. Риги Роберта фон Бингнера (Robert Buengner) и члена рижского магистрата Густава Хермнмарка (Gustav Hermnmark). В Пскове под руководством А.Б. Алешина была спасена коллекция советской живописи 1920-30-х годов, реставрированы картины голландских мастеров XVII века, а в фонде древнерусской иконописи под руководством Ю.Г. Боброва реставрированы целостные иконостасные комплексы XV-XVII веков из псковских храмов Николы со Усохи, Успения с Пароменья, Николы в Любятово. В настоящее время в лабораториях кафедры под руководством Ф.Ю. Боброва реставрация живописи совмещается с комплексными технико-технологическими исследованиями и экспертизой по соглашениям со многими российскими музеями.

За прошедшие 50 лет существования мастерской были сохранены и реставрированы сотни произведений живописи и иконописи из столичных и провинциальных музеев. Кафедра в течение многих лет осуществляет программу помощи православным храмам, в рамках которой реставрирует иконы XVIII-XIX веков. За последнее десятилетие специалисты кафедры в разном качестве: художников-реставраторов, консультантов, научных руководителей или членов художественных советов - приняли участие в ряде значительных реставрационных проектов. Среди них: участие в обследовании и реставрации икон сербского монастыря Хиландар на Святом Афоне (Ю.Г. Бобров, 2001-2004), воссоздание живописи ц. Иоанна Предтечи в Литтл Фолз, США (2006-2007), реставрация плафонов Арабескового зала Екатерининского дворца (2011) и Агатовых комнат Камерона в Царском Селе (2012-2013), стенописей  Успенского собора Троице-Сергиевой лавры (2014),  Никольского Морского собора в Кронштадте (2011-2013), Грановитой палаты Московского Кремля (2012). Специалисты кафедры совместно с живописцами Санкт-Петербургской академии художеств вели работы по воссозданию живописи иконостаса ц. Симеона и Анны в Санкт-Петербурге (2011-12), живописного убранства дворцовой ц. Св. Пантелеимона Большого дворца в Ораниенбауме (2017-18), живописи иконостаса дворцовой ц. Воскресения в Екатерининском дворце в Царском Селе (2017-2018). Сегодня в профессии все больше трудится специалистов, получивших образование в Санкт-Петербургской академии художеств. Большинство из них демонстрирует приверженность высоким стандартам школы отечественной реставрации.

 

Ю. Г. Б