Требования, предъявляемые к абитуриентам, поступающим в магистратуру, при сдаче устного и письменного экзамена:
1. Знания истории изобразительного искусства в объеме бакалавриата;
2. Продемонстрировать способности и навыки анализа художественного произведения в культурологическом контексте;
3. Иметь общее представление о крупнейших музейных собраниях и основной искусствоведческой литературе;
4. Иметь общие представления об истории Академии Художеств и специфике искусствоведческого образования в Академии.
Программы и темы для подготовки к письменному экзамену "Анализ художественного произведения"
1. Представители искусства Раннего Возрождения в Италии.
2. Леонардо да Винчи - художник и теоретик.
3. Рафаэль. Монументальное и станковое творчество.
4. Микеланджело – живописец, скульптор, архитектор.
5. П.П. Рубенс и живопись барокко.
6. Произведения Рембрандта в собрании Эрмитажа.
7. Д.Веласкес - портретист.
8. Живопись и графика Ф. Гойи.
9. Классицизм и романтизм во французском искусстве (Ж.-Л.Давид и Э.Делакруа).
10. Французский импрессионизм, его возникновение и крупнейшие представители.
11. Роль А.Матисса и П. Пикассо в формировании искусства ХХ века.
12. Высокий русский иконостас. Структура и иконография.
13. Андрей Рублев как уникальное явление отечественной культуры.
14. Искусство Петровской эпохи: архитектура, живопись, графика.
15. Ф.-Б.Растрелли и архитектура Петербурга середины XVIII века.
16. Портретная живопись Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В.Боровиковского в коллекции Русского музея.
17. Академия художеств и русское искусство XVIII - первой трети XIX века.
18. К.И Росси и его роль в формировании архитектуры Петербурга.
19. Картина А. Иванова «Явление Христа народу» и ее место в отечественной культуре.
20. Картина «Последний день Помпеи» К. Брюллова и ее роль в развитии русского искусства.
21. Живопись П. Федотова – от романтизма к реализму.
22. Формирование и развитие русского пейзажа во второй половине XIX века. А.Саврасов, И. Шишкин, Ф.Васильев, И. Левитан, А.Куинджи.
23. И.Крамской – живописец и теоретик реалистического искусства.
24. Историческая живопись В.И. Сурикова.
25. Живопись И.Е. Репина в собрании Русского музея.
26. Товарищество передвижных художественных выставок и его основополагающая роль в развитии отечественной культуры.
27. В. Г. Перов и русская реалистическая живопись 1860-х годов.
28. Произведения М. Антокольского в Русском музее.
29. В. Серов - портретист.
30. М. Врубель и поиски новых путей в русском искусстве рубежа веков. Символизм.
31. Объединение "Мир искусства" - культурологические принципы и художественная практика.
32. Советское искусство 1920 -х годов. Основные группировки и мастера.
Программы и темы для подготовки к устному экзамену по «Теории и истории искусств»
1. Ансамбль Афинского акрополя.
2. Джотто и искусство Проторенессанса.
3. Художественное и теоретическое наследие Леонардо да Винчи.
4. Рафаэль как выдающийся художник Высокого Возрождения.
5. Эволюция творчества Микеланджело.
6. Живопись и графика Альбрехта Дюрера.
7. Караваджо и его значение в развитии европейского искусства.
8. П.П. Рубенс и фламандское искусство XVII века.
9. Творчество Рембрандта.
10. Д.Веласкес и искусство Испании XVII века.
11. Классицизм и неоклассицизм в архитектуре Франции.
12. Творчество Ф. Гойи.
13. Ж.-Л. Давид и французская живопись конца XVIII - начала XIX века.
14. Э. Делакруа и французский романтизм.
15. Французский импрессионизм. Общая характеристика и главные мастера.
16. Постимпрессионизм. П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген.
17. Эволюция творчества П. Пикассо.
18. Живопись и графика А.Матисса.
19. Итальянская скульптура XX века.
20. Эволюция древнерусской храмовой архитектуры.
21. Структура и иконография высокого русского иконостаса.
22. Художественное наследие Андрея Рублева.
23. Искусство России Петровской эпохи.
24. Творчество Растрелли и русская архитектура середины XVIII века.
25. Основание Российской Академии художеств и ее значение для развития отечественного искусства.
26. Классицизм в русском изобразительном искусстве второй половины XVIII - первой трети XIX века.
27. Архитектура Петербурга второй половины XVIII - первой трети XIX века.
28. Русская портретная живопись второй половины XVIII века. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский.
29. Русская скульптура XVIII - первой половины XIX века.
30. Творчество К.И Росси.
31. Творчество Александра Иванова.
32. Романтизм в русском искусстве первой половины XIX века. К. Брюллов, С. Щедрин, О. Кипренский и д.р.
33. П. Федотов и русская жанровая живопись первой половины XIX века.
34. Эволюция русской пейзажной живописи второй половины XIX века. А.Саврасов, Ф.Васильев, И. Шишкин, И. Левитан и др.
35. Русская портретная живопись второй половины XIX века.
36. Историческая картина второй половины XIX века. Передвижники и академисты.
37. Творчество В.И. Сурикова.
38. Творчество И.Е. Репина.
39. Деятельность Товарищества передвижных художественных выставок и его влияние на развитие русского реалистического искусства второй половины XIX века.
40. Эволюция бытового жанра в русском искусстве второй половины XIX века. В. Перов, В. Маковский и др.
41. М.М. Антокольский и русская скульптура второй половины XIX века.
42. В. Серов и русский портрет рубежа XIX - XX веков.
43. М. Врубель и русский символизм конца XIX - начала XX века.
44. Художественные группировки в русском искусстве конца XIX - начала XX века (Мир искусства, Голубая роза, Союз русских художников и др.)
45. Творчество крупнейших представителей русского авангарда - В.Кандинский, К. Малевич, П. Филонов и др.
46. Советское искусство 1920 - 1930-х годов.
47. Российское академическое искусство второй половины ХХ века. Тенденции и крупнейшие мастера.
1. Реферат по ГОСТу актуальной на момент предоставления реферата версии.
2. Собеседование по теме реферата и сопутствующим разделам истории, методологии и основ теории градостроительства, архитектуры, реконструкции и реставрации архитектурного наследия.
3. Контрольный проект на заданную тему; выполняется на планшете размером 100 см на 100 см с натянутым на него бумагой (планшет предоставляется Академией). Время исполнения 18 часов. Материалы: графитный карандаш, акварель.
Вопросы к собеседованию для поступления в
магистратуру кафедры архитектуры
по направлению подготовки 07.04.02
«Реконструкция и реставрация архитектурного наследия».
1. Типы деятельности с архитектурным наследием в Европе.
2. Традиции деятельности с архитектурным наследием стран Юго-восточной Азии.
3. Традиции деятельности с архитектурным наследием на Руси.
4. Общественное мнение в формировании отношения к архитектурному наследию, примеры взаимосвязи.
Понятийный аппарат методологии реставрации памятников архитектуры: методы и приёмы архитектурной реставрации
Понятие методологии деятельности, её содержание.
Понятие методологии научных исследований, её содержание.
Архитектурное и архитектурно-реставрационное мышление: общность и различие.
Соотношение понятий «знание» и «мнение», общественное мнение в постмодернистской философии.
Специфика понимании истории в мифологическом мировоззрении Античности и её влияние на деятельность с архитектурным наследием.
Специфика понимании истории в мировоззрении Средневековья и её влияние на деятельность с архитектурным наследием.
«Великие идеи» архитектурной реставрации, хронология их формирования и сущность.
Утилитаризм в отношениях к архитектурным сооружениям, возникновение понятия их сакральной значимости.
5. Древняя Греция и развитие сакральной значимости культовых объектов.
6. Отношение к архитектурным сооружениям прошлого в Древнем Риме. Формирование общественной, мемориальной и художественной значимости.
7. Темпы строительных работ в Средневековье и их влияние на последующее формирование реставрационных методик.
8. Движение гуманизма и его отношение к архитектурному наследию.
9. Примеры реставрационных работ в эпоху Возрождения.
10. Эпоха Возрождения и отношение к архитектурному наследию Античности.
11. Увлечение античным наследием в ХУ111 веке, причины и особенности.
Труды Винкельмана и их воздействие на формирование исторического подхода к развитию искусства.
Роль трудов Винкельмана в формировании основ научной методики деятельности с архитектурными сооружениями прошлого.
Первые примеры восстановления архитектурных памятников в Русском государстве, родственные понятию «реставрация».
12. Первые реставрации начала Х1Х века на примере реставрации Колизея.
13. Первые реставрации начала Х1Х века на примере реставрации Арки Тита.
14. Отношение к памятникам архитектуры в эпоху романтизма.
15. Эмпирические реставрации конца ХУ111 века, причины возникновения и их характеристики.
16. Романтические реставрации первой половины Х1Х века, причины возникновения и их характеристики.
17. Критика романтических реставраций.
18. Предпосылки развития стилистических реставраций.
19. Характеристика работ периода стилистических реставраций в Западной Европе.
20. Виолле-ле-Дюк и его основные работы по реставрации памятников архитектуры.
21. Взаимосвязь реставраций Виолле-ле-Дюка и общественного мнения.
22. Предпосылки развития археологического подхода к реставрации памятников архитектуры.
23. Характеристика работ периода археологических реставраций на рубеже Х1Х-ХХ веков в Западной Европе.
Художественно-археологические реставрации в России. Щусев и реставрация храма в Овруче.
24. Классификация методов реставрации по Михайловскому.
25. Классификация методов реставрации по Щенкову, методические основы классификации.
26. Классификация приёмов реставрационных работ, примеры реставраций.
27. Первые международные документы, закрепляющие методы и приёмы реставрации памятников архитектуры.
28. Афинская декларация 1931 гола Джованнони, её характеристика.
29. Восстановительные работы и возврат к целостным реставрациям в Европе, их характеристика после Второй мировой войны.
30. Развитие европейской методики реставрации. Дискуссии на Пятом национальном конгрессе итальянских историков архитектуры в Перуджи в 1948 году.
31. Концепция «Критической реставрации» Р. Пане и Р. Бонелли, теория «Потенциального единства» Чезаре Бранди, их характеристика.
32. Первый международный конгресс реставраторов в Париже в 1957 году, его решения.
33. Стабилизация методических основ деятельности с архитектурным наследием. Международная «Хартия по консервации и реставрации исторических памятников и достопримечательных мест» 1964 года, принятая на Втором конгрессе реставраторов в Венеции, её характеристика.
34. Создание международной организации по охране архитектурного наследия.
35. Создание международной законодательной базы сохранения архитектурного наследия.
35. Особенности деятельности с Петербургским архитектурным наследием в связи с включением его исторического центра в Список Всемирного наследия под номером 540.
36. Формирование законодательной основы для работы с архитектурным наследием С.-Петербурга.
37.Особенности реставрации объектов храмового зодчества в конце 1990-х – начале 2000-х годов.
38. Воссоздание уникальных объектов архитектурного наследия и его влияние на методологию реставрации памятников архитектуры.
Рекомендуемая литература.
Михайловский Е В. Реставрация памятников архитектуры (развитие теоретических концепций). М.: Издательство литературы по строительству, 1971. -191 с.: ил.
Методика реставрации памятников архитектуры. Под общей редакцией Е.В. Михайловского. – М. Стройиздат. 1977. – 103 с.
Восстановление памятников культуры: (Проблемы реставрации) / Предисл. и общ. ред. Д.С. Лихачёва. – М.: Искусство, 1981. – 232 с., 59 л. ил. (Статьи Михайловского и Штендера).
Консервация и реставрация памятников и исторических зданий / Пер. с фр. Н.И. Суходрев и Ж.С. Розенбаума. – М.: Стройиздат, 1978. -320 с.: ил.
Восстановление памятников архитектуры Ленинграда. / А.А. Кедринский, М.Г. Колотов, Б.Н. Ометов, А.Г. Раскин. – Л.: Стройиздат, Ленинград. отд-ние, 1983. – 312 с., ил.
Реставрация памятников архитектуры: учебное пособие / Под общ. ред. С.С. Подъяпольского. - М.: Стройиздат. 1988. -264 с.: ил.
Пруцин О.И. Теоретические и методические основы реставраций. исторического и архитектурного наследия. - М.: Академия реставраций. 1997.
Кедринский А.А. Основы реставрации памятников архитектуры. – М.: Изобразительное искусство. 1999. -184 с.
Памятники архитектуры в дореволюционной России. Очерки истории архитектурной реставрации / Под общ. ред. доктора архитектуры А.С. Щенкова. - М.: ТЕРРА-книжный клуб, 2002. -528 с.: ил.
К.В. Рыцарев, А.С. Щенков. Европейская реставрационная мысль в 1940-1980 годы: пособие для изучения теории архитектурной реставрации. – М.: Рохос, 2003, -96.
Памятники архитектуры в Советском Союзе. Очерки истории архитектурной реставрации / Под общ. ред. доктора архитектуры А.С. Щенкова. - М.: Памятники исторической мысли. 2004. -696 с.: ил.
Бобров Ю.Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия. – М.: Эдсмит, 2004. – 344 с.: ил.
Реставрация памятников истории и искусства в России в Х1Х-ХХ веках. История, проблемы / А.Б. Алёшин, Ю.Г. Бобров и др. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. -604с.
А.С. Щенков. Реконструкция исторической застройки в Европе во второй половине ХХ века: историко- культурные проблемы. –М.: ЛЕНАРД, 2011. -280 с.: ил.
А.С. Щенков. Реконструкция исторических городов. –М.: Памятники исторической мысли, 2013. -420 с.: ил.
Л.И. Таруашвили. Рим в 313 году. Художественно-исторический путеводитель по столице древней империи. – М.: СТАТУТ, 2010. -277 с.
Чезаре Бранди. Теория реставрации и другие работы по темам охраны, консервации и реставрации. Nardini Editore 2011.
Донаван Рипкема. Экономика исторического наследия (Национальный траст по сохранению исторического наследия). Практическое пособие для руководителей. –М.: ЗАО «Билдинг». 2006. – 156 с.
Жирным шрифтом выделена литература, изучение которой необходимо в первую очередь.
ФАКУЛЬТЕТ ЖИВОПИСИ
Направление подготовки 54.04.04 «Реставрация»
Квалификация: «Магистр»
Нормативный срок обучения 2 года
Форма обучения – очная
Вступительные испытания включают в себя:
1.Письменный реферат (объем 5-7 страниц)
2.Устный экзамен (один устный вопрос и практическое задание)
3.Собеседование по специальности (необходимо представить портфолио, состоящее из работ рисунку, живописи и копированию, от 3 до 5 произведений по каждому виду)
Темы рефератов для магистратуры Реставрация:
1.Применение гелей в реставрации живописи
2.Подбор растворителей для удаления поздних наслоений в живописи
3.Традиционные методики консервации памятников иконописи. Достоинства и недостатки.
4.Современные синтетические материалы в реставрации.
5.Вакуумные системы дублирования живописи на холсте.
6.Основные положения современной научной реставрации памятников искусства и культуры.
7.Превентивная консервация.
8.Восполнение утрат. Эстетические, художественные и технологические аспекты.
9.История отечественной реставрации памятников искусства и культуры. Основные этапы.
10.Проблемы этики в консервации-реставрации культурного наследия.
11.Сложение принципов отечественной реставрационной школы.
12.Воссоздание и Реставрация. Сходство и различие методологий.
13.Смолы в истории живописи.
14.Диагностика произведений живописи.
15.Консервация-реставрация. Цели и задачи.
Вопросы к вступительному экзамену в магистратуру «Реставрация»:
1.Конструкция иконной доски. Исторические особенности обработки иконных досок.
2.Реставрация живописи в России в 18 в. Школа Митрохина.
3.Основы в живописи, виды холста.
4.Микроорганизмы и насекомые, вызываемые ими разрушения живописи.
5.Современные принципы научной консервации и реставрации. Основные положения профессионального этического кодекса.
6.Правила ведения и состав реставрационной документации.
7.Методики укрепления живописи на различных основах.
8.Нормы и правила реставрационной фотофиксации.
9.Археологические принципы консервации и реставрации. Венецианская хартия 1964.
10.Понятие о реставрации. Виды реставрационного воздействия.
11.Основные причины и виды разрушений живописи.
12.Современные материалы и методы консервации и реставрации живописи.
13.Принципы и методы восполнения утрат живописи.
14.Требования к реставрационным материалам.
15.Превентивная консервация. Основные направления.
16.Принципы советской реставрационной школы. Концепция И.Э. Грабаря.
17.Реставрационные исследования. Диагностика произведений живописи.
18.Современные методы дублирования живописи.
19.Материальная структура живописи. Техники и материалы.
20.Традиционные методы укрепления живописи на холсте.
21.Раскрытие живописи от поздних наслоений. Принцип подбора растворителей.
Сроки приема документов: 20 июня 2022 - 20 июля 2022